А вообще-то в хармсовские "Случаи" русские фамилии так и просятся. Но в 30-е русская судьба стала еврейской судьбой. Евреи связались с русскими. Приняли в себя русский хаос... И, пожалуй, в первый раз за всю свою историю не смогли подчинить, переварить чужую кровь. Евреям перестало везти, пошла не та карта и начались трагедии. Тысячу раз прав Розанов, сказавший в "Апокалипсисе", что место евреев - у "подножия держав", у "сапога".
Он писал:
"Я раз посмотрел в иллюстрированном журнале - Нахамкиса: и, против неприятного Ленина, сказал: - "Как он серьезен" ... Только по глупости и наивности евреи пристали к плоскому дну революции, когда их место - совсем на другом месте, у подножия держав (так ведь и поступают и чтут старые НАСТОЯЩИЕ евреи, в БЛАГОРОДНОМ: "МЫ - РАБЫ ТВОИ", у всего настояще великого "Величит душа моя Господа" - это всегда у евреев, и всегда - в отношении к великому и благородному в истории). О, я верю, и Нахамкис приложился сюда. Но - сорвалось. (Розанов писал, что до революции Нахамкис-Стеклов подавал прошение на высочайшее имя о перемене фамилии. Но его "отодвинули кончиком носка сапога". - О.) Сорвалось не-"величие", и он ушёл, мстительно, как еврей, - ушёл "в богему". "Революция так революция". "Вали всё". Это жид и жидок и его нетерпеливость".
Вот. Еврейская нетерпеливость переплелась с русской мечтательностью. И как подумаешь, ну куда в иерусалимские дворяне полезли? Оставили бы русских в покое, не надо было связываться. Теперь они навечно связались с русской историей. Теперь не убегут. Троцкого и в Мексике топором достали. Влез в русскую историю - уже не вылезешь. У нас вход рупь, выход - два. Тут судьба. Монголы влезли - и русские в Урге, влезли поляки - и русские в Варшаве, влезли немцы - и русские в Берлине. И везде приносят с собой хаос, разрушение. "Я тебе добра хочу". Русский сложен, ох, сложен. (269) Таким народом управлять необычайно трудно. Сами русские себя отлично понимали и всегда наверх нерусских дурачков пропихивали - "придите володеть нами".
Розанов писал в той же главе "Апокалипсиса":
"В революции нашей в высшей степени "неясен" еврей. Как он во всём не ясен и запутался во всей европейской цивилизации."
Но верно и другое. Русские - единственный народ мира, который сам в еврейскую историю запутался. Русскими евреи осложнены. Евреи сели в сани, а русские их потеряли. "Не в свои сани не садись".
<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->