Он первым из русских романистов поместил в центр повествования писателя. Уже это делает "Дар" философским произведением.
У Набокова в мировоззрении ряд "тихих ходов" и красивых жертв. Например, его религиозные взгляды - рудиментарные и недостойные такого мыслителя - выглядят эстетически безукоризненными отговорками. Набоков, собственно говоря, и не продумал идею Бога, никогда ВСЕРЬЁЗ не думал об этом: месяцами, упорно. Но это не ошибка. Писатель и не может верить в Бога (посколь-ку он писатель). Он сам Бог, Творец.
То же отказ от истории и политики. Это "защита Набокова" от разрушительного опыта, исторического хаоса. Всего этого масонско-фашистско-полит-экономического бреда. Отсюда замкнутый образ жизни в Германии, отталкивание от правой эмиграции и неприятие эмиграции левой.
Эти жертвы и ходы помогли ему сохранить свою огромную и, следовательно, хрупкую личность, помогли заползти в экологическую нишу.
<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->