605


Примечание к №571
Соловьёв с его "Оправданием добра", где сама проблема добра и зла не поставлена даже. Поставлена на уровне девочки и мороженого.


Впрочем, все познаётся в сравнении. Розанов сказал в "Опавших листьях":

"Пока еще "цветочки"; погодите, русская литературочка лет через 75 принесёт и ягоды".

Ягоды поспели гораздо раньше. Советская литература:

– У девочки отнять мороженое и съесть. Причем одной рукой есть, а другой держать за косу мартышку. А после мороженого раздеть, изнасиловать, задушить и закопать.

Это обычный, естественный уровень. Другие говорят:

– Насилуй, а убивать не надо. Её потом можно в народном хозяйстве использовать.

Эти уже считаются либералами. Далее, которые говорят, что и насиловать нехорошо, – это борцы за правду, праведники, ими вся страна гордится. А уж если кто-то намекает, что вообще пусть себе идёт и мороженое ест – это уже страдальцы, великомученники. Их имена шёпотом произносятся. Это "совесть нации", её золотой фонд. Они за это чуть ли не на смерть идут...

Н-да, "до-говорились".

– Как девочка? почему девочка? откуда она идёт? куда? какого сорта мороженое? А может быть, она его украла, а может быть, это и не мороженое и это не девочка, а вредитель, диверсант, власовец переодетый. А может быть, она беспризорная, без ошейника и её в детприют отдать надо. Под микроскоп девочку, под микроскоп мороженое. А то ведь "абстрактный гуманизм" получается.

Нельзя на головы бетонные плиты вываливать, нельзя людей вместо шпал класть, нельзя деревни и города водохранилищами затоплять. И наконец один набрал воздуха и пискнул: "Убивать 66000000 человек нехорошо!" Зарвался. Так русские еще два десятилетия потопчутся-потопчутся и дойдут до "мы теперь уже знаем". Знаем то, что другие народы две тысячи лет знали (а то и поболее): "Не убий, не укради..."

Сбылась мечта идиота. Русский писатель оказался полезен, даже необходим, и может теперь на законных основаниях утолять свою страсть к заунывным и примитивным нотациям, может теперь бормотать "под руку": "Плоховато кирпичи-то кладёте (609), рухнет и придавит". И действительно, рушится и давит. – "Я же говорил!" "Нельзя носы резать – это больно и нехорошо!" Вот мы как: и при деле, и гуманные. Нравоучительность русской литературы постепенно перешла в дидактику московских процессов, давших, в свою очередь, неисчерпаемый материал для всевозможных нравоучений.

Есть и свои "анфан террибли". Александр Зиновьев стал королевской жирафой ползать по западноевропейским подмосткам. Совершенно голый советский философ и писатель (об одном галстуке) на четвереньках хрипит: "Офелия, о нимфа!" "Анти-советская" культура. Журнал "Антикрокодил". Ягодки.

Маяковский похлопывал Александра Сергеевича:

Что ж, верно. Хотя тут и небольшая ошибочка. Стоять-то рядом, да на разных полочках. Пушкин на полке "Русская классическая литература", а Маяковский на полке "Русская советская литература".


<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->

К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА