776


Примечание к №734
Гоголь – мировосприятие. Достоевский – миросозерцание.


Русское православие практически не имело собственной чертологии и, следовательно, было неполным (789), нежизнеспособным (точнее, неустойчивым, хрупким). И русская история со времени крещения Владимиром это постоянные и долгое время безуспешные поиски чёрта, хоть какого-нибудь. Именно эта цивилизация, проколотая в чёрте, и должна была спродуцировать, породить ИЗ СЕБЯ персонификацию зла.

Киевские ведьмы, немного иностранные. Оттуда пришёл Гоголь. Он русское зло и начал создавать. Достоевский лишь его увидел. "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя". (790) "Бесы" это почти ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ книга, вообще все основные герои Достоевского легко проецируются на русскую историю (810). Но "реальностью" его был мир Гоголя. Не Достоевский создал мичмана Раскольникова и Верховского-Верховенского. Он лишь их выявил, вычленил. Придал им ПРОЗАИЗМ, а следовательно, правдоподобность. А за спиной его ухмылялся "похожий на крысу Гоголь в цветистом жилете". Шёл процесс придания "Вию" правдоподобия и бытовизма "Капитанской дочки", процесс создания вывороченного наизнанку пушкинского мира.

Набоков сказал о романах Достоевского: "Обратное превращение Бедлама в Вифлеем".


<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->

К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА