392


Примечание к №382
окончательно погрузиться в мир разума, в мир уроков


В стиле Маяковского какое-то чудовищное, азиатское нарушение меры. Его творчество это продукт гниения языка, гниения, в отличие от обериутов, самодовольного. Эффект достигается за счёт ломания игрушки - самая короткая и разочаровывающая игра. "Давайте я язык сломаю - что получится?" Получилось (точнее, получалось) интересно. Возьмёт тему бубнения и доведёт её до конца. Или тему шипящих. Или чекистски щёлкающих суффиксов:

И тут же тема лязганья "на мес-сте". Её хорошо с тупыми согласными и шипящими:

С ломкой языка шло и разламывание тем. Тысячу лет кружился русский язык вокруг запретного умолчания о Боге. На этом во многом очарование языка построено. А в руках Маяковского икона затрещала под топором кощунства. С чего начал:

И устроили. Всей России устроили. Маяковский сам помогал (в меру своих силёнок, конечно) карусель раскручивать. Поэтому его не просто вышвырнуло и расплющило о стену, а он сам себе могилу вырыл, сам себя в неё закопал. С русским языком шутки плохи. И как он уже к середине 20-х вытянулся, как "вырос" и "воспитался":

Это уже человека два часа дубьём "учили" и он урок наизусть рассказывает. С дрожью в голосе от обиды, с напряжением, внутренне плача. С юродством педалируя на недавно ещё оспариваемые постулаты, проворачивая их с подчёркнутой примитивизацией: "Да, нехорошо бить стёкла, я больше не буду, простите меня, пожалуйста". А ведь только что вроде какой замах-то был:

Или уже не пародия, а сами стихи Маяковского:

И вдруг "Что такое хорошо и что такое плохо". (414). Это ведь юродство, а вовсе не детский стишок. То же - предсмертная поэма "Хорошо":

Ему сказали в 1930: "Чтоб ты сдох!" Маяковский: "Очень хорошо". И застрелился. Хотел, как известно, написать и поэму "Плохо". Не успел. То есть, в общем, и написал. Очень коротко и ясно.

Биография Маяковского настолько позорно элементарна, настолько вульгарно нравоучительна, что это в конце концов убийственно смешно. Как будто этот человек и был задуман как ходячая сентенция, как персонаж дешёвой нравоучительной брошюрки, печатаемой "для народа" синодальной типографией. Жизнь его это какое-то религиозное "окно РОСТА". Если хотите, он даже трогателен: эх ты, замахнулся-то не на "крохотного божика", а на великий архетип, на свои русские сны.

Все темы Маяковского - физиологический эротизм, кощунство, гимн кулаку, эпатаж - темы эти не русские (не литературные). Даже можно точнее сказать - еврейские. Маяковский очень поверхностно и нелепо стал притворяться евреем. Это такой поэтический Розанов (кстати, их друг от друга била дрожь), к сожалению, очень вульгарный. Что естественно, так как в поэзии форма является содержанием (а содержание - формой, "темой"). Поэт беззащитен, и у него нет панциря, нет раковины.

Маяковский писал:

Маяковский вывернулся еврейскими губами, то есть начал очень неестественно, вымученно. Губы это нерусская часть лица. Где вы на иконе видели губы? Даже не вспомнишь сразу, какие: цвет, форма? Русские: глаза, лоб (чело-век). Ну, отчасти, нос, но это уже сниженный образ, скорее предмет шуток и насмешек. А губ вообще нет. Это нечто "ниже пояса". У Маяковского же на каждой странице губы, губы. Зубы, язык. Он какой-то весь антирусский. Не "не", а именно "анти". То есть в некотором смысле даже ненормально национален. И всё творчество его - пародия основных русских тем.

Вот пушкинско-достоевское:

У Маяковского доводится до восторженного хохочущего абсурда:

Тема масонской "красной кувалды":

(Заставь дурака...) А вот тема толстовского "покаяния":

Разумеется, не прошёл Маяковский и мимо сладенького, мимо прогрессивных мармеладовых:

Здесь же тема глумления и дубоватых оговорок, наивно принимаемых литературоведами за иронию. Иронии Маяковский был лишён напрочь, но постоянно заходился и промахивался в самопародию, совершенно не предусмотренную. Маяковский это болезнь, разрушение речи, тем, идей.

Но разрушение это по форме и содержанию именно русское. И совпавшее с разрушением самой России. И, разумеется, не просто совпавшее, а совпавшее микрокосмически, как порождённое, отразившее и совпадшее России. И под более низким углом: Маяковский был, как и вся Россия, отравлен иудаизмом, униженно-женски влюбился в иудаизм. Тоже ведь пародия некой основной темы:

Интересно последнее предреволюционное стихотворение Маяковского. В сущности это завещание, ведь после Февраля он не написал ни одной новой строчки. В лучшем случае это были удачные вариации. Даже форма ростовских частушек сложилась до революции. Стихотворение и называется как завещание: "России". Вот его начало и конец:

На один месяц ошибся.

Маяковский пустил чужую идею внутрь своей жизни на очень низком, физиологическом уровне. И овладение этой идеей произошло очень грубое и поверхностное. Она вырвалась из рук. Ошибка Маяковского носит почти животный характер. Он пытался русское презрение к семейной жизни сочетать с еврейской эротикой.

Усмешечка истории в том, что Маяковский застрелился как раз из-за того, что у него не было жены и вообще нормальной семьи. Соприкосновение с еврейской ментальностью получилось и слишком поверхностным, и слишком глубоким. Вот у Розанова овладение было очень органично, идеально. Уж он- то, кстати, понимал, что "Единица" только жене и нужна, и если её жена (настоящая), то есть самый близкий человек, слышит, то, может быть, услышат и другие. А вот если даже жена не слышит, то тут пулю в лоб. (Возможен другой вариант - превращение единицы в ноль, в одиночество абсолютное. Но для Маяковского это было невозможно, да и вообще для поэта такой путь весьма проблематичен. Поэт слишком связан с жизнью, слишком связан с людьми и чрезвычайно от них зависит.)

Розанов был заворожён иудаизмом чисто вообще, интеллектуально. Маяковский - предельно конкретно, душевно. В некотором смысле в Маяковском этот угол национальной идеи воплотился более полно:


<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->

К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА