479


Примечание к №472
его (Набокова) философское произведение (одно-единственное)


Да, за свою 50-летнюю литературную деятельность Набоков написал около 20 романов. Сюжеты их сюрреально разбегаются. Ни один русский писатель не отличался таким сюжетным разнообразием. (489) Но. Все книги Набокова пронизаны одной и той же решёткой символов, бытовых ситуаций и образов. Тема отражения и зеркал, тема бритья, стрижки, чистки, тема карманов и ботинок, ванн, телефонных звонков (особенно анонимных и случайных), фотографий и рисунков, бабочек, тема ветвей и теней - этот набор вы найдёте ПОЛНОСТЬЮ в любой из набоковских книг. И второе - все романы Набокова микрокосмичны. То есть в "Камере-обскуре" есть маленькие веточки, зачатки "Дара", "Лолиты", "Защиты Лужина" и т.д. Причём это обращено и в прошлое (уже явно, как некий циклон "Лолита" в "Бледном огне"), и в будущее, что особенно важно. Если собрать все эти намёки и реминисценции вместе, то любое произведение Набокова предстанет лишь очередной вариацией единой метароманной темы, а именно темы писателя- творца, творящего книгу-мир. Каждое произведение Набокова это метапроизведение, оно и ощущается читателем как "мета-" из-за этой микрокосмичности - запредельной связи с другими набоковскими вещами. И даже "осмысление" всей этой связи (то есть полное прочтение Набокова) лишь усиливает чувство его "неписательства", так как сюжеты превращаются в модификации.


<-- НАЗАД ПО ТЕКСТУ ВПЕРЁД -->

К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА